Каждый день миллионы людей щёлкают по кнопке «Like», смело заявляя миру о своих предпочтениях в отношении самых разных вещей. И эти «лайки» говорят о людях больше, чем они подозревают: об их сексуальной ориентации, религиозной принадлежности и даже об употреблении ими наркотиков.
По необъяснимой причине пользователи «Фейсбука» с высоким IQ «лайкают» эту разновидность жареной картошки. (Фото Brand X Pictures / Thinkstock.)
Вы то, что вам нравится. Давным-давно известно, что люди определённого пола, возраста, религии, сексуальной ориентации и типа личности выбирают определённые продукты, идеи, виды деятельности. Представьте себе типичного посетителя спортивной арены и оперного театра — это будут два совершенно разных человека.
Вот почему поставщики товаров и услуг так заинтересованы в сборе информации о потенциальных потребителях, ведь реклама более эффективна, когда предлагается целевой аудитории. Интернет — огромная база данных таких сведений. И психолог Михал Косинский из Кембриджского университета (Великобритания) и Microsoft Research захотел узнать, как много «лайки» способны рассказать о человеке.
Информация о «лайках» открыта, но по ним трудно судить о психологическом типе личности. Поэтому г-н Косинский и его кембриджский коллега Дэвид Стилуэлл разработали Facebook-приложениеmyPersonality. С согласия пользователя оно получало доступ к его личной страничке, а также предлагало выполнить ряд тестов на уровень интеллекта, интроверсии, общей удовлетворённости жизнью и т. п. С приложением поработали уже более 4 млн человек.
58 тыс. пользователей из США были отобраны для построения статистической модели, с помощью которой специалисты попытались предсказать личные качества и предпочтения остальных по их «лайкам».
Прогнозы оказались на удивление точными, особенно пола (93%) и расы (95%; правда, набор рас был ограничен европеоидами и афроамериканцами). Кроме того, в большинстве случаев удавалось угадать сексуальную ориентацию (88% среди мужчин, 75% среди женщин), религиозные убеждения (82%), членство в политической партии (85%) и даже употребление никотина, алкоголя и наркотиков (73%, 70%, 65%). Корреляции были как интуитивно понятными (христиане любят слово «Jesus», геи — «Glee»), так и очень странными (люди с высоким IQ обожают «curly fries» — картофель-фри в виде завитков).
Г-н Косинский предлагает веб-пользователям всерьёз задуматься о том, что в действительности они рассказывают о себе больше, чем хотели бы.